Вошоу

Непосредственной педагогической задачей было обучение языку детеныша. Работа была начата в июне 1966 г. и закончена в апреле 1967 г., когда детеныш попросил у своих приемных родителей любимое лакомство. Ничего поразительного в этом не было, за исключением того факта, что детеныш был шимпанзе (Е. Linden, 1976).

Выращивание шимпанзе в семьях психологов стало американской традицией. Шимпанзе Вики, о которой заботилась семья Хейесов (К. J. Hayes, С. Hayes, 1951), была выдающимся экземпляром. Она освоила многие навыки, далеко превосходившие обычные возможности представителей ее вида. Хейесы пытались обучить ее говорить, но потерпели неудачу. Их предшественник по обучению шимпанзе Йеркс считал, что причина неспособности обезьян говорить не в недостаточности интеллекта, а в отсутствии механизмов, при помощи которых осуществляется устная речь. Он полагал, что использование метода символизации позволит развить у шимпанзе речь, и в качестве такового предложил язык жестов.

Аллен и Беатрис Гарднеры попытались обучить такому языку своего шимпанзенка Вошоу, и результаты опыта оказали значительное влияние на наши поедставления об обучаемости шимпанзе и характере связей человеческого рода с другими видами животного мира. Вошоу научилась говорить при помощи жестов. В качестве языка использовалась система Эймслана, принятого в США языка жестов для глухих. В этой системе жестами выражаются как конкретные, так и абстрактные предметы. Кроме того, с их помощью можно составлять предложения и выражать прошлое и будущее время. Вошоу научилась разговаривать с Гарднерами и другими людьми и в конечном счете с другими шимпанзе, если бы те умели пользоваться системой Эймслана. В книге Лейна (Н. Lane, 1977) отмечается интересный факт, что данная система представляет собой переработку знаковой системы, введенной в США глухими французами, в свое время общавшимися с Итардом.

Значение проделанной Гарднерами работы не только в том, что Вошоу научилась языку жестов. Обезьянка, научившись общаться посредством символов, получила возможность иметь дело с абстрактными предметами. Другими словами, возросла ее способность к мышлению. Если бы случилось так, что целые колонии шимпанзе научились бы общаться посредством жестов и смогли бы обучать этому языку друг друга, то они приобрели бы возможность передавать посредством языка информацию от одного поколения к другому, а вследствие этого на повестку дня встала бы культурная эволюция шимпанзе.