Гармоничное развитие личности ребенка

Гармоничное развитие личности ребенкаГ армоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья. включающее благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры — всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы полагаем, что:

1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.

2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье последняя выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия — как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучать значимые факторы, но и выявлять их взаимозависимость и связь с эффективностью воспитательного процесса.

От школьного психолога в таких случаях требуются знания и опыт, умение соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их жизненное пространство. Родители охотно прибегают к помощи психолога и принимают его помощь, если последний не навязывает им при этом свои взгляды и волю.

Многое в работе психолога определяется его теоретическим самоопределением, то есть ориентацией на ту парадигму, в которой он склонен работать. Различая многообразные подходы к изучению семьи, выделим некоторые из них и укажем на роль психолога и предмет его воздействия (см. таблицу).

Специфика роли психолога в работе с семьей

Подходы к изучению семьи