Воспитание семейных ценностей

Воспитание семейных ценностейВоспитание семейных ценностей – сохранение семейных традиций

Цель: формировать убеждение о важности и роли семьи и школы в жизни человека;воспитывать культуру семейных отношений.

Задачи: определить ценностные ориентации, связывающие школу и родителей; развивать интерес к семейным традициям.

Статья предназначена для проведения классных родительских собраний

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше

всего — люди. Из них на первом месте

— родители и педагоги»

/А. С. Макаренко/

Воспитание семейных ценностей – сохранение семейных традиций.

Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС НОО второго поколения актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены.

Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.

«Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего». Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного. Впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей. В настоящее время в условиях переоценки традиционных ценностей, и это внушает тревогу за состояние нравственности нашей мо¬лодежи, в том числе и детей младшего школьного воз¬раста. Младший школьный возраст – это период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка.

Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика. Взаимодействие школы и семьи — это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша учительская задача — помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели — становление духовно-нравственной личности. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.

Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа. В рамках духовно-нравственного развития учителями нашей школы реализуется программа внеурочной деятельности «Я — гражданин России», в соответствии с которой осуществляется работа по следующим направлениям деятельности:

-диагностика семьи,

— взаимоотношения с родителями обучающихся,

— работа с нестандартными семьями,

-организация полезного досуга.

Цель данной программы является формирование в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее культурного уровня.

Эффективными для формирования семейных ценностей используются следующие формы работы с обучающимися:

— тематические классные часы;

— часы размышлений, игры-упражнения;

— дискуссии;

— читательские конференции;

— циклы индивидуальных бесед;

— занятия в клубах, кружках (постановка притч);

— тренинговые упражнения;

— сюжетно-ролевые игры;

— совместные семейные праздники;

— встречи с интересными людьми;

— совместные спортивные мероприятия;

— совместный просмотр и обсуждение театральных и кинопремьер;

— праздничные концерты;

— акция ко Дню пожилых «Пусть осень жизни будет золотой»;

— подарки своими руками.

Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах.

Постоянно действуют родительские лектории различной тематики, ведется просветительская работа через информационные уголки, советы родителям, индивидуальные и тематические консультации, родительские университеты, конференции, тренинги. Родители привлекаются к проведению классных часов. Родители-профессионалы организовывают в классах работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий. Эти мероприятия связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, с предприятиями, на которых они трудятся. Родители участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, в КВНах, музыкальных конкурсах и днях творчества. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумеет привлечь родителей к сотрудничеству в классе.

Интересен опыт работы педагогов нашей школы, которые участвуют в разработке и реализовывают программу внеурочной деятельности общекультурного направления в рамках проекта «Школа юного театрала» при сетевом взаимодействии учреждений культуры и образования. В рамках проекта организуется целесообразный досуг и развиваются условия для удовлетворения эмоционально-духовных потребностей родителей и детей, укрепляются семейные традиции. Обучающиеся начальных классов вместе с родителями и педагогами путешествуют в Стране театральных знаний, знакомясь с разными жанрами театрального искусства, посещая Чувашский государственный театр кукол, Чувашский государственный театр оперы и балета. В «Школе юного театрала» ребёнок приобретает эмоциональный, душевный, духовный опыт. Он сможет войти во взрослую жизнь человеком, который ценит родительскую любовь, взаимопонимание, поддержку, уважение всех членов семьи. Будет способен разобраться во многих жизненных ситуациях и адаптироваться к тому новому, что готовит ему будущее.

Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, — глубокие и сознательные

Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.