Учитель и семья школьника

Учитель и семья школьникаПомощь людям — сложный психологический феномен. Обычно мы не задумываемся над тем, что побуждает человека помогать другим. Есть люди, которые получают удовольствие от «добрых дел», другие — чтобы прослыть нравственными, получить одобрение значимых для них лиц.

Нередко, желая помочь, мы не только не облегчаем другим их положение, а, наоборот, создаем новые трудности. Это происходит потому, что мы неверно представляем себе проблему другого человека и то, как ему лучше помочь.

Исследователи помощи как психологического феномена считают, что мотивом подлинной помощи является бескорыстное стремление человека к благу другого. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности другого человека и найти адекватные средства для их разрешения.

В последнее время большую популярность среди психологов всего мира приобрели идеи гуманистической психологии.

Гуманистическая психология — одно из направлений современной американской психологии. В центр своих исследований она ставит личность человека во всей её сложности и неповторимости. Психологов этого направления интересует здоровая творческая личность, целью которой является самоактуализация. Один из ведущих представителей и основателей гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает самоактуализацию как реализацию человеком своих потенциальных возможностей в процессе постоянного выбора. Чтобы сделать выбор человек должен познавать самого себя.

По мнению польского психолога Е. Мелибруды, разделяющего принципы гуманистической психологии, сверхзадача такой помощи — активизация внутренних ресурсов того, кому помогают. Помощь эффективна, если человек, кому она оказана, сам смог справится со своими проблемами. При этом «развивающая» помощь не ставит целью утешить, облегчить страдания. Конфликты, ошибки, разочарования хотя и травмируют людей, вызывают тяжелые переживания, но и служат их благу, дают новый опыт, готовность к жизненным трудностям. Соучастие в освоении людьми этого опыта и есть помощь в их личностном росте. Человек сам проживает свою жизнь, и тот, кто хочет помочь, должен оставить простор для труда души, для собственных усилий того, кому он помогает. Когда к нам обращаются за помощью, мы не всегда можем распознать, чего о нас ждут. Например, кто-то делится с нами своими трудностями, ожидая сочувственной поддержки, а нам кажется, что этому человеку нужен совет. Чаще всего это происходит потому, что мы не можем пассивно воспринимать то, что слышим, и торопимся предложить свой вариант выхода из ситуации. Тут могут возникнуть вопросы. Реально ли, чтобы среди множества обязанностей учитель заботился ещё о личностном росте своих учеников и родителей? Неужели нельзя помогать родителям, давать им советы, не вникая в психологические тонкости?

В сегодняшней школе учитель непомерно загружен, и сверхзадачи общения ему не по силам. Надо надеться, что проходящие в нашем обществе перемены приведут к таким преобразованиям в школе, когда собственный личностный рост учителя, личностное развитие тех, с кем он работает, — коллег, учеников, их родителей — станут неотъемлемой частью его педагогической деятельности.

Если у учителя просят совета, это означает, что право советовать он заслужил не только знанием и опытом, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не присягая на их жизненное пространство. Родители охотно выслушивают и принимают советы учителей, если последние не навязывают им при этом свои взгляды и волю.

Стараясь помочь советом, учитель должен учитывать возможности собеседника, понимать, как тот воспринимает происходящее с ним, как он оценивает свои действия. Бесполезно советовать сделать то, что ему не по силам. Вряд ли кому-нибудь будет полезен чужой опыт хоть и в сходных, но все-таки в иных обстоятельствах. Безупречно педагогически и психологически грамотный совет не достигнет цели, если учитель не стремится поддержать собеседника, выказать ему свою заинтересованность и расположение.

Если учитель раздражен, утомлен, а обстоятельства требуют помочь ученику или его родителям, скрыть своё состояние ему будет трудно. Психологи советуют в таких случаях не подавлять и не маскировать этих чувств, а выразить их так, чтобы собеседник не принял их на свой счет.

Таким образом, помогая семье школьника, учитель оказывается перед необходимостью решения нескольких творческих задач. Прежде всего, это установление конструктивных взаимоотношений с учениками и их родителями, затем поиск форм помощи, которая обеспечила бы личностный рост тех, ко обращается за помощью к учителю, и, наконец, собственное личностное развитие.

Развод, рождение ребенка, появление в семье отчима или мачехи, воспитание ребенка в неполной семье… Есть ли у учителя право вмешиваться в личную жизнь семьи ученика, может ли он помочь трудно живущим и тяжело переживающим людям, какова должна быть мера его активности, если он всё-таки решается помочь?

Если родители сами обращаются за помощью, эти вопросы не встают так остро. При теплых и доверительных отношениях учитель найдет и верный тон, и нужные слова.

Остановимся на одной из важнейших проблем, впрямую связанной с воспитанием, — главенство в семье. семьи — это член семьи, чьё лидерство признается остальными её членами. Есть семьи, где лидером является мужчина. Есть такие, где супруги делят сферы влияния. В определенной части семей лидирует женщина. Она определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет. Статистика говорит о том, что в семьях, где в руках женщины сосредоточена вся власть, самый высокий процент мужского пьянства.

Каким бы ни было главенство в семье, воспитанием детей преимущественно занимается женщина. Она объясняет ребенку смысл нравственных норм, учит его читать и писать, проверяет уроки, регулирует его отношения со сверстниками, поощряет и наказывает. Иначе говоря, делает и мужскую и женскую работу. Равноправие полов в семье привело к некоторому сдвигу в сторону женской инициативы.

По данным психологов и психиатров, родители мальчиков обращаются за помощью в несколько раз чаще, чем родители девочек. Для этого есть психологические и биологические основания. Нервная система мальчиков более уязвима, мальчики больше страдают от нестабильности семьи, травмирующей обстановки. Для мальчиков особенно опасна изоляция отцов от воспитания. Девочки, наоборот, становятся всё более агрессивными и драчливыми.

По этим вопросам стоило бы провести дискуссию с родителями детей — лучше отдельно с отцами и матерями.

В группе отцов можно поставить вопрос о роли отца в воспитании, об авторитете мужчины в семье, о том, как сказывается изоляция мужчины в семье на развитие мальчиков. Желательно, чтобы отцы сами продумали формы участия в воспитании детей, осознали необходимость повышения своего мужского и отцовского авторитета.

В группе матерей следовало бы обсудить распределение ролей в семье, поговорить о том, как вовлечь мужчину в воспитание. Дискуссия была бы полезной, если бы матери стали более критичны к себе, поняли, в каких ситуациях они берут на себя мужские функции вместо того, чтобы предоставить инициативу мужчине. Очень важно, чтобы матери задумались о том, кто влияет доминирование женщины в семье на личность девочки.

Учитель помогает семье школьника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой педагог тоже помогает семье. Учитель — полноправный воспитатель школьника. если он устанавливает диалог с учеником и его родителями, взаимодействуя с ними как профессионал и как личность.

Работая с семьёй, школа стремится к родительскому «всеобучу». Обучение родителей обычно понимают как сообщение информации, которая сделает их компетентными воспитателями. Конечно, такая информация необходима. Но на общение родителей с детьми повлияют не только знания, полученные на лекциях, сколько опыт, приобретенный в диалогическом общении с учителем. Отношения диалога не вести в школу указаниями и рекомендациями. Этими идеями можно только проникнуться, поверить в их конструктивность. Психологи знают о созидающей силе диалога и хотели бы распространить свою убежденность на учителей и родителей.

Таким образом, гуманизация отношений внутри семьи, внутри школы так же необходима, как и гуманизация отношений семьи и школы. Это требования времени, поставившего человека в центр всей жизни общества.

Литература:

Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника / Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй / Хрестоматия // Сост. Л. Б. Шнейдер: в 2ч.- М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж:Издательство НПО «МОДЕК», 2004. — Ч.1. — С. 552-558.

Другие материалы по теме