Одно из самых убедительных объяснений стремления обходить по-настоящему трудные педагогические проблемы (типа возникших при обучении Виктора) состоит в том, что решение этих проблем крайне редко связывали с поисками соответствующего способа подкрепления. Теми же причинами можно, по-видимому, объяснить существующее в психологии мнение, что психологам-экспериментаторам следует всячески избегать экспериментов в школьном классе, поскольку это невероятно сложно. Подкрепление — решающий детерминант поведения не только обычных людей и животных, но и психологов тоже. Когда деятельность имеет не так уж много шансов на успех и существуют действия, ведущие к удаче более легким путем, естественно, что первая деятельность, даже если к ней приступили, постепенно сходит на нет. Вот почему учителя предпочитают прилагать свои усилия к тем ученикам, которых легче учить, а большинство экспериментаторов — изучать процесс научения у крыс или других более простых видов животных, а не у столь неясного организма, каким является человек.
Конечно, подобное объяснение многое упрощает, поскольку не так уж мало учителей учит детей, доставляющих им бесчисленные трудности, и не перевелись экспериментаторы, изучающие процесс научения у человека. Но кажущееся противоречие только подтверждает сложность детерминантов человеческого поведения. Я уже неоднократно упоминал об одном важном и осложняющем дело факторе: успех в деятельности уже сам по себе есть подкрепление. Этот феномен, особенно применительно к человеку, требует гораздо более тонкого анализа параметров процесса его научения, чем научения других видов животных. Довольно распространенное и вполне сознательное предпочтение человеком более трудных задач при возможности выбрать более легкие, вероятно, объясняется подкрепляющим действием фактора успеха. Некоторые люди успехом считают решение более трудных задач. В подобных случаях принятие решения означает определение значимости того или иного альтернативного выбора, такая операция есть результат довольно сложных и не всегда осознаваемых подсчетов, а учитываемая при выборе способа действия информация бесконечно усложняет человеческую деятельность.
Но еще в большей степени подобный способ принятия решения означает, что детерминанты поведения и подкрепления при обучении человека действуют совершенно иначе, чем детерминанты и подкрепление при обучении других видов животных. Причины такого различия вкратце уже обсуждались. Главное же то, что человек помимо реагирования на сигналы физического окружения реагирует также на сигналы создаваемого при помощи языка символического окружения. Подобное символическое окружение состоит из бесконечно разнообразных абстракций, возникающих вследствие языкового общения с другими людьми в прошлом, настоящем и будущем. Мысль как таковая связана с этим потоком абстракций, и без социального общения посредством языка и порождаемых этим языком абстракций было бы невозможно осуществить выбор того или иного способа действий. Было бы невозможно что-либо задумать или предпочесть одну вещь другой.
Из этого, конечно, не следует, что механизмы подкрепления у человека и других животных абсолютно различны. В целом этот механизм может быть тем же самым, но множество влияющих на нашу деятельность стимулов несравнимо увеличивается за счет включения помимо физического мира мира абстракций. Это решающее обстоятельство следует всегда иметь в виду при рассмотрении способа воздействия подкрепления как при научении, так и при осуществлении действия.
Мир абстракций, так же как и язык, представляет собой социальный феномен. А значит, влияющие на поведение абстракции есть проявление действия социальных сил. Действия человека подкрепляются не только такими первичными подкрепителямн, как пища, но и такими вещами, как уважение других людей, ценности и установки, задаваемые обществом в качестве желательных. Подкрепления этого типа, по всей вероятности, действуют в описанных выше случаях, когда учителя и экспериментаторы предпочитают более трудные для выполнения задачи.
У делающих такой выбор суммарное влияние подкреплений, отличных от успешного достижения задачи, сильнее, чем успех сам по себе. Но как люди делают свой выбор среди множества альтернативных решений, не совсем ясно. Вполне возможно, что определяющим фактором является предшествующая жизнь индивида, его научение и те действия, которые у него уже связаны с другими подкреплениями. Социальное воздействие начиная с детства определяет усвоение таких абстрактных понятий, как уважение, честность, вежливость, терпимость и доброта. Наблюдения за поведением других людей, чье отношение к какому-то индивиду определяется подобными абстрактными понятиями, приводит к тому, что сам индивид свои действия относительно других людей также начинает соотносить с этими понятиями. Аналогичным образом мы реагируем и на собственное поведение в схожих обстоятельствах (R. Brown, R. J. Herrnstein, 1975). Личность, поощряющая честность в других людях, по-видимому, почувствует удовлетворение, сделав в сомнительной, но соблазнительной ситуации честный выбор. Внутренняя удовлетворенность и будет вознаграждением.
Таким образом, реальный подкрепитель, влияющий на поведение или обусловливающий новое научение, представляет собой сложный сплав конкретной стимуляции окружением, символической стимуляции другими людьми и потока внутренних абстракций. Следовательно, использование подкрепления учителем с целью воздействовать на научение, несомненно, является сложным делом, но в то же время такое воздействие представляет собой гибкий инструмент, позволяющий осуществить гораздо более сложное научение и обучение, чем это можно было бы сделать без него.
Помня, о том, что факторы, выступающие в роли подкрепления, у человека намного сложнее, чем у других видов животных, давайте рассмотрим те способы, какими подкрепление может повлиять на научение.