Психолог-экспериментатор обучает для того, чтобы изучить процесс научения. Учитель изучает этот же процесс с тем, чтобы уметь обучать. Как тот, так и другой стремятся разрешить возникающие проблемы. Как у того, так и другого проблемы, которые они решают, носят творческий характер. Я называю их творческими потому, что, до тех пор пока экспериментатор или учитель не столкнутся с ними, эти проблемы не существуют. Для экспериментатора эти проблемы представлены на двух уровнях: проблемы научения, которые должен решить обучающийся, и исследовательские проблемы, которые должен решить сам исследователь. При изучении первых экспериментатор постигает и вторые. Ни одно живущее на воле животное почти никогда не решает проблем, которые ставятся перед животным подопытным.

Одним из результатов человеческого вмешательства является столь невероятное поведение как «выписывание восьмерок» или «игра» в пинг-понг. То же самое происходит и при обучении. Пока учитель думает, как ему организовать предметы таким образом, чтобы обучающийся приобрел новые способы поведения, проблемы еще нет. Но как только он решил, как он это сделает, перед ним встают приблизительно те же проблемы, что и перед экспериментатором. Перед его учениками встает проблема освоения нового типа поведения; его же проблема — гарантировать ученикам возможность сделать это. Безсомнения, некоторые из умений, которые учителя со временем хотят развить у своих учеников, почти столь же невероятны, как и поведение голубей, научившихся «играть» в пинг-понг.

Отчаянные усилия, предпринимаемые в наше время при составлении учебных программ, представляют собой попытку выяснить, каковы те проблемы, которые учителя должны ставить перед собой и теми, кого они обучают. Эта книга не направлена на решение проблем такого рода, хотя в ней признается, что проблема, чему учить, — одна из важнейших частей проблемы, как учить.

Проблемы, чему и как учить, задаются обществом в целом. Содержание этих проблем заметно меняется в зависимости от истории и состояния социального развития общества; но; по-видимому, они возникают только в высокоразвитом (не обязательно в техническом отноше­нии) человеческом обществе. Жизнь Виктора и Вошоу в лесу по сравнению с жизнью, которой они обучились в цивилизованном обществе, была относительно простой. Можно сказать, что они, находясь в лесу, почти ничему не учились. Сложная организация человеческого общества заставляет людей осваивать новые навыки, позволяющие им справиться с требованиями, более сложными по сравнению с теми, какие выдвигает примитивная жизнь дикаря. А новые навыки делают возможным дальнейшее более сложное развитие индивида в обществе (более подробно эта тема обсуждается позднее).

В человеческом обществе проблемы редко возникают каждая сама по себе. Только экспериментаторы в состоянии помочь объяснить поведение организма, создав большое число таких сравниваемых ситуаций, которые пролили бы свет на устойчивые основные свойства научения. Учителя нуждаются в этих сведениях не только, когда осуществляется их подготовка к работе преподавателя, но и при реализации многочисленных попыток достичь поставленных педагогических целей. Изучение самых простых типов обучения продвигается достаточно быстро от единичного условного рефлекса к цепочкам рефлексов и к сложным взаимосвязям рефлексов и их цепочек. Но большая часть обучения, которое осваивают человеческие существа, намного сложнее.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям