Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, будучи не в состоянии подчиниться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных... человек всегда только то, что из него делает общество. Следовательно, воспитанный своим родом и благодаря ему он знакомится со своими привычками и потребностями; и ни одна из его идей больше не принадлежит ему. Он пользуется одной из самых справедливых прерогатив своего рода — способностью развивать свои представления, подражая обществу и влияя на него.

Джин-Марк-Гаспар Итард. Дикий мальчишка из Эйвейрона, 1801 г.

Если вы решили присмотреть для своей семьи небольшой домик, то обратите внимание на таунхаус. Относительно нестандартное решение. Ведь мы привыкли к тому, что дом за городом - это обязательно одно-двух этажное строение, огороженное по периметру от соседей.

Но Таунхаус немного отличается от классических стандартов. Таунхаусы тоже, как правило, строятся в два этажа. Только у вас будут соседи. Такой дом намного дешевле, а в комфорте традиционным коттеджам практически не уступает.

Открывающая книгу цитата в обобщенном виде излагает ее проблематику. Вероятно, нет ничего необычного в том, что большинство современников Итарда, да и многие из наших современников, не согласятся с его точкой зрения. По разным причинам современники Итарда, стоя на позициях учения Руссо, смотрели на «естественного человека» как на не изуродованного обществом «благородного дикаря», который обречен на нравственное падение, если оказывается под влиянием этого общества. А некоторые из наших современников смотрят на цивилизованного человека как на «безволосую обезьяну», всю жизнь предающуюся мартышкиным забавам и хитростям и почти не поддающуюся влиянию общества (D. Morris, 1967). Доказательств абсурдности обеих точек зрения вполне достаточно, но я предпочел итардовские усилия сделать человеком мальчишку, найденного в лесу в совершенно диком состоянии, по нескольким причинам. Одной из них является то, что точка зрения Итарда подтверждается пусть скромными, но его собственными результатами.

Другой причиной было желание воспользоваться прекрасным примером, иллюстрирующим наиболее важные моменты научения человека, и тот факт, что человеческие существа, единственные среди животных, которые могут научаться от многих поколений. В дневниковых записях Итарда весьма наглядно представлены многие проблемы, с которыми сталкиваются учителя независимо от времени и места их работы, и дан поразительно современный по методам разбор подобных проблем. В этих записях выявляются также необходимые качества учителя. Итард сочетает сострадание с разумной строгостью, а постановку задачи — с самокритичным обсуждением собственных мотивов и действий. Иными словами, его работа — незаурядный образец для подражания.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям