Удовлетворение, наступающее вслед за надкусыванием любимого яблока, служит подкреплением, а подкрепление — решающий фактор научения. Но в школе искры удовлетворения, следующей за одобрением учителя, может оказаться недостаточно. Вот почему обучающийся нуждается в более точной информации о характере и результатах своих действий. По своей природе эта информация, если потребуется, должна позволить обучающемуся как можно ближе подойти в своей последующей ответной реакции к желательному поведению.

Сведения о последствиях собственных действий принято называть обратной связью. Общеизвестным примером обратной связи является корректировка прицеливания в зависимости от полученной информации, был ли выстрел выше, ниже, левее или правее мишени. Этот же тип связи действует в эксперименте, в котором испытуемого просят не глядя, одной рукой нарисовать линию, скажем, в 7,5 см. Без обратной связи линия может равняться, а может и не равняться 7,5 см, но и само совпадение с заданной длиной абсолютно случайно. У рисующего такую линию нет ни малейшего представления, действительно ли он рисует линию в 7,5 см. Если же ему после каждой попытки говорят, нарисовал ли он линию больше или меньше 7,5 см, то вскоре он сумеет изобразить линию нужной длины.

Как видите, хотя обратная связь и подкрепление не одно и то же, их иногда путают и часто объединяют друг с другом. Подкрепление — это термин, обозначающий события, увеличивающие вероятность повторения действия, но необязательно связывающие его с данной задачей. Круговое движение голубя в эксперименте по оперантному поведению зависит от появляющихся вслед за таким движением зерен и, в сущности, есть то, что Скиннер называл суеверным поведением, т. е. в данном случае поведением, никак не связанным с производством зерен. Появление зерен зависит только от прихоти экспериментатора.

Несомненно, некоторые типы научения в школе той же природы. Дети слепо делают то или другое, поскольку учитель одобряет их действия, а не потому, что они осознают причинную и логическую связь своего действия и наступающего подкрепления, т.е. их научение суеверно. Иногда осуществляется именно этот тип научения, а у учителя создается впечатление, что ученики действительно видят связь между своими действиями и их результатами. Подобные заблуждения, по-видимому, определяются недостаточностью анализа учителем характера научения. Но он может избежать их, воспользовавшись средствами, позволяющими ему установить обратную связь с последствиями собственных действий, а тем самым он получит свидетельство существенности увиденных учениками связей.

Разумеется, обратная связь может принять форму наказания. Сведения о том, что некто неправильно решил поставленную задачу, могут оказать действие, противоположное подкреплению, но, все равно, они выполнят роль пусть ограниченной, но обратной связи. Опытный учитель постарается обеспечить максимально возможную обратную связь с максимально возможным подкреплением. Иными словами, учитель сообщит своим ученикам о результатах их действий все доступные им сведения с тем, чтобы они смогли, если это необходимо, изменить свое поведение, но одновременно он сделает все возможное, чтобы гарантировать успешность проводимых им действий и тем самым подкрепить эти действия. Более конкретно, скажем, при написании сочинения по-английски следует предвидеть, что обучающийся справится с заданным сочинением, а успешное выполнение послужит подкреплением. В то же время обучающийся должен иметь обратную связь, информирующую об особенностях его сочинения, о хороших и слабых сторонах этого сочинения. Общая оценка сочинения как удовлетворительного может и послужит подкреплением, но гораздо больше помогут ученику замечания по поводу употребления слов, построения предложений и использования выразительных средств языка: метафор и т. п.

Иногда учителю целесообразно ограничить или уточнить обратную связь с обучающимся. Случается, что ученик почти не справляется с уроком, но для учителя сообщение ученику о провале может обернуться большой неудачей. Однако сообщить ученику о результатах его усилий необходимо. Не существует рецептов решения подобной дилеммы. Возможно, наиболее полезным является подкрепление поощрением усилий с одновременным выявлением основных недостатков и возможных способов их преодоления. Правда, следует отметить, что если ученик часто оказывается в подобной ситуации, то это верный признак, что в обучении не все в порядке. В обратной связи и наказании нуждается учитель!

Комментарии запрещены.

Навигация по записям