Научение посредством подражания

Как методика для формирования научения (хотя и не столь действенная по сравнению с языком, но тем не менее, имеющая собственные средства для руководства обучающимися) подражание, несмотря на то что встречается повсюду, почти не изучается. Что люди обучаются подражая, не подлежит сомнению, но, что при этом происходит, не совсем ясно. По-видимому, имеет смысл рассматривать научение посредством подражания как форму присвоения обучающимся заданной модели, приспособления к ней собственного поведения. Обучающийся благодаря подражанию приобретает способность типа установки на научение, позволяющей ему успешно справиться с проблемами того же типа, если с таковыми он столкнется в будущем.

Рассмотрение научения посредством подражания в случае систематического обучения требует особой осторожности. Вообще подобное научение связано с непосредственным воспроизведением действий. Такое воспроизведение осуществляется не только после единичного простого действия, но, по возможности, одновременно с выполнением действий, которым подражают (модели). Обучающийся должен внимательно пронаблюдать, сохранить в кратковременной (immediate) памяти последовательность действий (в пределах, на которые он фактически способен при внимательном наблюдении) и затем воспроизвести эти действия максимально близким к модели образом. Возможно, что самым подходящим способом использования при научении подражания является подсказка. Как средство руководства различными типами двигательной активности, она может по сравнению с другими методами значительно ускорить научение.

Будущие учителя должны особенно понимать возможные недостатки научения посредством подражания. С одной стороны, им не следует думать, что ученики смогут адекватно научаться, только наблюдая сложные действия, тогда как на самом деле подобные действия нуждаются в разборе и подсказке со стороны учителя. А с другой, они могут допустить ту же ошибку в отношении собственного научения обучать. Подражание опытному педагогу — освященный веками способ подготовки учителя. Но, поскольку обучение — одна из самых сложных человеческих деятельностей, было бы крайне недальновидным думать, что некто освоит необходимые навыки, просто наблюдая, даже если этот некто в состоянии найти подходящую модель!