Заголовок этого раздела можно толковать двояко. Мы так и поступим: обсудим, что мотивирует научение и как мотивации научаются. Взаимосвязанность свойственна многим аспектам человеческого поведения: изменяется один аспект, изменяются и остальные. Мы лучше поймем природу научения человека, если будем иметь в виду его многонаправленность, а не предпочтем только один способ описания этого феномена, что свойственно уже упоминавшемуся рассмотрению мотивации, как необъяснимого источника человеческого поведения.
Мотивация — это не только стимулятор научения, но также и результат; восприятия обучающимся эффективности собственного учения. Я воспользовался словами «восприятие эффективности собственного учения» вполне сознательно, поскольку это более важно, чем точность восприятия обучающегося. Каким бы ни было объективное состояние дел, если обучающийся думает, что делает хорошо, то, по-видимому, он с большим энтузиазмом отнесется к своему учению, чем в случае, когда он думает, что делает что-то плохо.
Существуют данные, подтверждающие, что научение учеников значимо зависит от аффективных факторов. Блум (В. S. Bloom, 1976), проанализировав посвященные этому вопросу исследования, показал, что отношение к конкретным предметам, к школе в целом и восприятие учащимся самого себя заметно влияют на научение. Из этих трех факторов наиболее важным является восприятие учеником самого себя. Нужно помнить, что такое восприятие, его представление о своей учебе не врожденно, а есть результат его опыта учения в школе. Подобное представление является показателем восприятия учеником себя относительно достижений своих одноклассников и определяется обратной связью со своими ровесниками, учителями, родителями и результатами тестов. Блум обращает внимание на многочисленность задач научения, с которыми ученик сталкивается в течение года, и успевающий ученик получает постоянно подтверждение своего успеха, а неуспевающий ученик в силу той же обратной связи будет постоянно информироваться о своих неудачах. Не удивительно, что у неуспевающего учащегося вырабатывается негативное отношение к школе и учебе в ней в гораздо большей степени, чем у успевающего ученика, чье отношение к школе и учебе в основном позитивно.
Предшествующие успехи и неудачи и порождаемые ими позитивные и негативные аффективные состояния помогают или мешают последующему научению. Успех может породить успех, но неудача также порождает неудачу. Таким образом, любая оценка учителем проблемы обучения должна строиться на предшествующей истории учения ученика, рассматриваемой с точки зрения ее возможного влияния на новые задачи научения. Учитель скорее получит полезные сведения о мотивации ученика относительно новой задачи научения, проверив записи о его предшествующих успехах и неудачах, чем воспользовавшись каким-либо из проективных тестов. Успех и позитивное отношение к учению — хорошее предзнаменование для любого нового научения. Предшествующие неудачи и негативное отношение указывают на более трудную задачу обучения.
Разрушительного воздействия нескольких лет неудачи было бы достаточно, чтобы лишить ученика последней капли мотивации, будь она, как принято говорить, субстанцией или качеством. Но этого не происходит, потому что мотивация — это нечто не столь уж материальное, и ее тенденции проявляются в способе поведения ученика в ситуации научения и определяются прошлым опытом обучающегося, что позволяет предвидеть пути ее возрастания. Пути возрастания мотивации — это не что иное, как особо тонкое применение методик, которые должны стать основой любого метода обучения. Тот факт, что методики приходится приспосабливать, есть просто следствие их прошлого неудачного применения учителем. Поэтому новые задачи научения для неуспевающего учащегося с низким уровнем мотивации следует обозначить как оптимизация успеха. Он необходим для преодоления негативного отношения к некоторым типам научения и для решения его задач различными способами. Во многих случаях целесообразно вернуться с учеником несколько назад и поставить перед ним задачи научения более низкого уровня с тем, чтобы выработать у него уверенность и увлеченность научением.