Любопытство и любознательность

Сначала об одной, вероятно, больше чем гипотезе. То, что Павлов назвал рефлексом «Что такое?», скорее всего, является мотиватором поведения многих животных, и человека в частности. Павлов даже научную деятельность человека рассматривал как проявление стремления исследовать окружение. Подобное утверждение кажется вполне правдоподобным. В процессе эволюции подобный тип деятельности, несомненно, позволял видам приспособиться и благодаря отбору совершенствовался. Этот тип деятельности свойствен многим аспектам современной жизни, от туризма до исследования космоса. В различных экспериментах установлено, что удовлетворение любопытства служит фактором подкрепления, а тем самым, по-видимому, подтверждается правомерность точки зрения на потребность в исследовании окружения как на реальное и действенное подкрепление.

С любопытством (или любознательностью) тесно связана потребность в стимуляции. В различных экспериментах с людьми испытуемые помещались в лишенное стимулов окружение, какое только могли создать экспери ментаторы (J. Vernon, 1963). Лишенные в течение 1 — 2 дней всякой внешней стимуляции органов чувств, испытуемые буквально набрасывались на самые скучные дела, когда им предоставляли такую возможность. У животных же, в отличие от человека, стимульный голод (так иногда называется подобная ситуация) выражается в постоянном вышагивании взад и вперед, как у помещенного в клетку тигра.

В многочисленных комнатах для занятий и лекционных залах преподаватели и лекторы изо дня в день подавляют мотивацию своих слушателей, игнорируя побудители этого рода. Вежливая аудитория взрослых может уснуть после получасовой или часовой стимульной недостаточности, вызванной произносимыми дрожащим, монотонным голосом банальностями. Более молодые и более энергичные слушатели, по-видимому, сами позаботятся о недостающей им стимуляции и, скорее всего, совершат действия, которые вряд ли понравятся преподавателю. Если научение должно усложняться, а условия для него должны стать благоприятными или хотя бы сносными, учитель обязан позаботиться о мотивации такого рода. Любознательность должна возбуждаться и удовлетворяться.

Ученики должны иметь возможность исследовать и отыскивать стимуляцию.

Вероятно, с потребностью исследовать свойства окружения и бороться с ними связано также явление, описываемое как мотивационный эффект умения (R. W. White, 1959). Наиболее явно оно проявляется в подавляющем эффекте неудачи. Подобный эффект свойствен и исследовательской деятельности, когда личность активно ищет занятий, дающих ей реальную возможность на вознаграждение в виде успеха, а не просто выступает как феномен, реагирующий на последующий безотносительный к ее деятельности успех. Поэтому выполнение слишком легкого задания не обязательно осознается как успех, а неспособность справиться со слишком трудной проблемой не обязательно расценивается как неудача. Займется ли индивид определенной деятельностью, разумеется, зависит от предшествующего успешного или неудачного решения им связанных с этой деятельностью задач и от действий других людей, особенно тех, кто пытался его учить, объясняя, как ему следует приступать к решению подобных задач.