При обучении содержательным задачам или поведению в классе для уменьшения нежелательного поведения существуют более надежные и эффективные методы, чем наказание. Я уже рассматривал способ, каким подкрепление формирует тип поведения и приводит к новому научению. Соответственно, отсутствие подкрепления имеет противоположный эффект: нет подкрепления, нет нового научения, и постепенно исчезает научение, которое не подкрепляется. Подобный процесс известен как изживание.
Изживание при работе в классе, по-видимому, зависит от отсутствия одобрения учителя или каких-либо свидетельств успеха, при поведении, которое должно изжить себя. Один такой метод предполагает, что учитель игнорирует любое действие, которое он хочет прекратить; если внимание учителя и его похвала рассматривается как подкрепление, то подобные действия постепенно исчезнут. Другой способ состоит в том, что ошибочные ответные реакции в новом научении не подкрепляются какими-либо свидетельствами успеха. Оба метода легко описать, но трудно осуществить. Простое игнорирование поступков не всегда приводит к их исчезновению. И как я уже отмечал, ошибочные ответные реакции иногда подкрепляются окончательным успехом цепи действий, частью которой они являются, даже если и никакого непосредственного подкрепления неверной ответной реакции не происходит. На самом деле действенность методов изживания подразумевает нечто большее, чем простое игнорирование.
Игнорирование, хотя на первый взгляд и кажется негативным методом, на самом деле является весьма позитивной вещью. Оно требует рассмотрения того, чем, вероятнее всего, подкрепляется нежелательное поведение, с тем чтобы избежать такого подкрепления и одновременно поощрять другие действия. Последнее можно осуществить, подкрепив существующие альтернативные способы поведения, или же если необходимо, то придумать эти способы. Возникающая при этом проблема — возможное нежелание учителя подкреплять не совсем положительное поведение ученика, который сам вызвал эти трудности. Если проблема разрешима, то нежелание должно преодолеваться.
В последней главе я обсуждаю проблему сложного взаимодействия подкрепления, наказания и изживания в связи с практическими задачами обучения, но пока я хотел бы ограничиться одним важным замечанием. Если проблемы, с которыми сталкивается учитель, преимущественно связаны с неэффективностью обучения или ошибочным поведением, которое учитель считает необходимым подавить, а не развивать дальше, то такое состояние дел — явный знак необходимости тщательной оценки обучения и ситуации научения для выявления всех причин этому. Некоторые из принципов психопедагогики помогут ему установить причины возникновения этих проблем и, возможно, решить их.