В ведшихся до сих пор рассуждениях неявно подразумевалось, что научение сильно зависит от эмоционального, или аффективного, состояния обучающегося. Я говорил об удовлетворении, одобрении, удовольствии, страдании и других эмоциональных состояниях, имея в виду, что они действуют или как подкрепление, или как наказание. Я предполагал, что они воздействуют на общее эмоциональное самочувствие обучающегося и тем самым сказываются на его научении, а их связь с подкреплением специфических аспектов ситуации научения повышает способность к различению и обобщению и, вообще, улучшает связь обучающегося с окружающей средой. Я также говорил о пути, каким на научение решению проблем влияет аффективное состояние обучающегося. Страдания подопытных животных или переживания детей, сталкивающихся со слишком трудными для них задачами, — один из аспектов этого влияния. Еще одним важным аспектом такого влияния является путь, каким постоянные неудачи в научении сдерживают желание обучающегося учиться.

Желание учиться принято обозначать термином «мотивация». Возможно, из-за неопределенности этого термина и слишком частого использования в псевдообъяснениях предпочтения нами того или иного способа действия (скажем, успех объясняется высоким уровнем мотивации, а неудача — низким) его выбор нельзя назвать удачным. Со временем сложилась тенденция говорить о мотивации как о реальной, конкретно существующей вещи или даже объяснять данную деятельность фразой типа: «Действующий индивид был таким образом мотивирован, что не мог поступить иначе». Исходя из такого словоупотребления, мы с равным успехом можем объяснить, почему дерево тянется к свету, а человек выращивает картофель: оба мотивированы, первое тем, чтобы стремиться к свету, а второй тем, чтобы выращивать картофель. Абсурдность подобного объяснения сравнима разве только с серьезностью, с какой иногда даются аналогичные объяснения человеческой деятельности.

Ясно, что деревья тянутся к свету по вполне определенным причинам, но даже в этом случае нам следует все-таки поостеречься оборотов типа: «Это происходит потому, что деревья фототропичны». А причины действия человека еще более сложны. Наиболее прочно его действия связаны с потребностями организма в таких вещах, как воздух, пища, вода и поддержание постоянной температуры тела. Мы можем описать, но не объяснить многие из действий человека, показав, что этими действиями он старался избежать дефицита в столь жизненно важных потребностях. Но поскольку учителя, именно как учителя, редко, если вообще, сталкиваются с подобным состоянием основных физических потребностей, то я не буду обсуждать эту проблему дальше, а просто рекомендую читателю обратиться к книгам по общей физиологии. Кроме того, в последующих главах я время от времени обсуждаю факторы, влияющие на отношение учеников к учению, учителям и своим товарищам по учебе, и рекомендую способы, какими учитель может поддержать положительное отношение учеников к учению, в этом случае я даю краткий обзор некоторых из современных гипотез о возможном воздействии мотивации на научение учеников.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям